Центр защиты леса Республики Мордовия
регионы России
Направления деятельностиУслугиО насНовостиСМИ о нас70 лет ПобедыКонтакты
Карта филиалов
Российского центра защиты леса
Посмотреть филиалы списком
закрыть

Общая информация

Телефон единой диспетчерской службы
Федерального агентства лесного хозяйства

8-800-100-94-00

 

23.05.2014 - Мониторинг электронных СМИ

1. Учитель, воспитай ученика

Российские лесные ВЕСТИ, 23.05.2014, http://lesvesti.ru/news/cadre/7622/

Руководители школьных лесничеств обсудили, как жить дальше в новых условиях

Церемония награждения на «Подросте» всегда эмоциональна невероятно. Вот напишешь, что взрослые тетеньки плачут, а не менее взрослые дяденьки смахивают слезу, упрекнут в сентиментальности. Но куда денешься, если это так!

Когда несколько раз подряд присутствуешь на таких конкурсах, видишь знакомые лица руководителей, только уже с другими детьми. С радостью снова встретила Сергея Петровича Абрамова, лесничего из Оренбургской области. Это о его воспитаннице Вере Чапчиковой, получившей в Ханты-Мансийске награду высшей пробы, говорил академик Писаренко. Спросила у Сергея Петровича, как она живет, чем занимается. Сказал, что возится с детишками 8-9 лет, водит их в лес, сама через год собирается поступать в Санкт-Петербургскую лесотехническую академию. В этот раз в конкурсе участвовала Верина подруга и одноклассница Оля Щербакова и еще одна ученица Абрамова – Алина Нугуманова. Обе заняли третье место в разных секциях, что поразило Сергея Петровича:

– Странно, что после Веры вообще чего-то смогли удостоиться, тем более в разных номинациях. Я счастлив, как никогда.

«Значит, рассудили по справедливости», – прокомментировал коллизию один из членов жюри, чья беспристрастность гарантирована работой в другой секции.

Так ведь не платят вам за это ничего, Сергей Петрович! Как и другим вашим коллегам. Абрамов кивнул на двух сияющих девчонок:

– Вот наши подарки. Мы в расчете.

То же услышала и от Елены Петровны Семеновой, учительницы биологии из Новгородской области, подготовившей Настю Маркову: исследовательская работа с детьми – это то, что уже невозможно оторвать от себя, даже не получая материального вознаграждения. Да кого ни спроси, все ответят так же. Многие стали возиться со школьниками, чтобы те были заняты делом, а не болтались на улице. Делают это исключительно добровольно, довольствуясь славой своих воспитанников. Но разве справедливо, что люди, впрямую причастные к триумфу детей, сами остаются в тени? Говорят, это их работа. Правда, за работу положено платить, но мало кто из них получает деньги. А если и получает, то вовсе не те суммы, которые побуждали бы не считаться ни с личным временем, ни с другими важными делами. Поднимать вопрос публично они стесняются, и хорошо, что это сделала за них Фарида Садыкова, доцент Башкирского аграрного университета.

Людмила Берснева, руководитель Учебно-методического центра при Рослесхозе, ответила так: финансовые вопросы со школьными лесничествами решает регион. Но для того, чтобы у него были официальные основания, позволяющие рассматривать школьные лесничества в ряду прочих образовательных учреждений, необходимо разработать три основных документа, регламентирующих работу детей в лесу. Прежде всего, это программа развития, но не та, что существует сейчас, утвержденная только Рослесхозом, но и межведомственной группой, куда входят представители двух ведомств – Федерального агентства лесного хозяйства и Минобрнауки. Такая программа сейчас разрабатывается в соответствии с концепцией, которую Минобраз предлагает для дополнительного образования. Есть надежда, считает Людмила Берснева, что в этом году финансовый вопрос наконец решится.

Этот разговор вышел на семинаре руководителей школьных лесничеств в рамках «Подроста». Дети в это время знакомились с Рослесозащитой и Авиалесоохраной, а взрослые сели обсудить свои проблемы. Повод прекрасный: движение школьных лесничеств пошло в рост, сегодня их в России уже больше 1400, занимаются в них почти 30 тысяч детей. Особенно впечатляющих успехов достигла Московская область, где всего-то 2-3 года назад днем с огнем невозможно было сыскать школьное лесничество, а сегодня их 73, больше тысячи ребят занимаются в них, за что комитету лесного хозяйства региона отдельное спасибо.

Но возродившееся в стране движение, столь важное и для детей, и для страны в целом, требует унификации, единых подходов и к статусу, и к содержанию деятельности. Здесь дело обстоит следующим образом.

В соответствии с новым федеральным законом, школьное лесничество – это дополнительное образование детей, что подразумевает наличие программы обучения. С этой задачей полагается справиться совместно двум ведомствам – Федеральному агентству лесного хозяйства и Минобрнауки. По словам заместителя главы профильного направления Рослесхоза Оксаны Нетребской, при подготовке такого документа будет обязательно учтен важнейший аспект – научно-исследовательская работа школьников. И если на «Подросте» было представлено много работ именно научно-исследовательского направления, это значит, что в регионах задачу понимают верно.

Правда, с программой дополнительного образования, видимо, скоро не получится. Как сообщила Людмила Берснева, чтобы движение школьных лесничеств заняло наконец четко отведенное ему законом место, нужен полный пакет документов. Их три: положение о школьных лесничествах, межведомственная программа их развития и программа дополнительного образования. И если с первыми двумя пунктами все на мази, то подходы к третьему только нащупываются с учетом опыта регионов и авторских программ. Вопрос этот, считает Людмила Александровна, очень сложный, так как уровень подготовки детей весьма разный. А что касается исследовательской работы, то это – в чистом виде записанная в новом законе сетевая форма образования: школьное лесничество плюс лесничество, только при таком контакте исследования и возможны.

Примерное содержание образовательной программы намечается таким: основы лесной экологии, использование лесов, охрана и защита леса, лесовосстановление, опытно-исследовательская деятельность, просветительская работа. Процесс будет обеспечен при трех условиях – наличии кадров, материально-технической базы и, что совершенно необходимо, методики.

Тут весьма к месту оказался беглый анализ закончившегося накануне конкурса. Вполне очевидно, что исследовательская работа трактуется руководителями по-разному. Кроме того, не хватает знаний и методов исследования. Дети не владеют навыками сбора и обработки материалов. И, конечно, никак нельзя не заметить те психологические и речевые трудности, которые мешают детям хорошо изложить результаты своего труда.

– Пусть они выступают на конференциях любого ранга, учатся показываться перед аудиторией, настройте своих ребят на это, – посоветовала руководителям школьных лесничеств глава УМЦ.

А что думают сами регионы? Заместитель директора Ивановского областного центра развития дополнительного образования детей Анна Гусева, воспитавшая Таню Банникову, с огорчением сообщила, что в области не осталось ни одного эколого-биологического центра, зато есть 11 школьных лесничеств, и они сажают немало леса. А что касается представленных на конкурс исследовательских работ, но таковыми назвать их в полной мере нельзя, можно лишь рассматривать это как совместную работу ученика и руководителя: «Дело не в том, чтобы натаскать ученика, написав в основном за него работу, а добиться, чтобы он пропустил это через себя».

Судя по реакции зала, большинство с коллегой из Иванова согласились. Правда, не у всех есть такие замечательные партнеры, как национальный парк «Мещера», куда ивановские дети выезжают при поддержке областного комитета по природопользованию: «Они дают нам конкретное задание – сбор материала для подготовки Красной книги региона». Федеральный заказник «Клязьминский» тоже с готовностью принимает ивановских школьников, и тоже речь – о пополнении Красной книги.

Во многих случаях присутствует мониторинговая деятельность, которая длится несколько лет. Но вот примета времени: школьники все чаще отказываются от работы в группе, предпочитая индивидуальную, хотя помогать друг другу готовы. Это отмечают руководители из разных регионов, неизменно в таких случаях сталкиваясь с проблемой выбора – если работу выполняли трое, как выбрать того, кто поедет на конкурс?

Не обошли вниманием и типовые ошибки руководителей, например, неумение попасть в точку с выбором темы для ученика. Нередко наставник предлагает исследовать предмет, которым сам занимался когда-то на этапе курсовой или дипломной работы. А уж интересно это ребенку или нет, оказывается делом второстепенным. О результатах в подобных случаях можно даже не спрашивать.

Неизбежно пришли к тому, что руководители сами нуждаются в повышении квалификации, независимо от того, насколько профессионально они подготовлены, ведь лесничий – не преподаватель, а школьный учитель – не лесничий. Тут свое веское слово сказала Марина Сметанина, координатор программ и проектов представительства Всемирного банка в России: в соответствии с программой ФЛЕГ-2 планируется подготовка преподавателей школьных лесничеств. Уже в этом году пройдет семинар для них.

Юлий Дробышев, старший научный сотрудник лаборатории аридных зон Института проблем экологии и эволюции им. Северцова РАН, много лет подряд работающий в жюри «Подроста», счел необходимым обратить внимание на оформление самих конкурсных работ:

– Структура должна быть четкой, компактной, «кирпичи» не нужны, помните, что сестра таланта – краткость. Одна небольшая таблица все скажет. Иными словами, нужен стандарт изложения научного материала.

Еще академический ученый видит необходимость применения статистической обработки, ее отсутствие – «просто язва в детских докладах. Если статистика присутствует, это сразу поднимает работу в наших глазах».

Следующее замечание Дробышева – просто классика жанра: сколько задач обозначено в начале работы – столько ответов на них должно быть в конце, «так меня еще в вузе учили».

Поговорили о том, что в выводах и рекомендациях, которые предлагают школьники, должны содержаться выполнимые вещи, а не предложение перенести завод или железную дорогу, из-за которых страдает лес, редкий вид, водоем и прочее. Пусть дети научатся отличать реальное от невыполнимого.

Отдельный вопрос – количество лесоориентированных работ. Превалирует экология, без нее никуда, но экологию, как выразилась Людмила Берснева, «надо пропустить через лес. Чтобы было понятно место птиц, зверей, растений в лесном биоценозе».

Решили, что приоритет при оценке работ разумно отдавать тем, что выполнены на стыке образования и лесного хозяйства, поскольку все-таки в нашем случае главное – лес.

2. Ежегодная экологическая акция "Всероссийский день посадки леса"

Khabara.Ru, 23.05.2014, http://news.khabara.ru/2014/05/23/ezhegodnaya-yekologicheskaya-akciya-vserossijskij-den-posadki-lesa.html

17 мая 2014 года уже в четвертый раз на территории Хабаровского муниципального района прошла ежегодная экологическая акция "Всероссийский день посадки леса". Акцию по посадке саженцев кедра корейского в районе 21-го км автодороги г. Хабаровск - с. Бычиха организовало Управлением лесами Правительства Хабаровского края.

В акции приняли участие более 200 человек. Это представители Правительства Хабаровского края, администрации Хабаровского муниципального района, администрации Осиновореченского сельского поселения, Россельхознадзора, Росприроднадзора, Рослесозащиты, Департамента лесного хозяйства по ДФО, сотрудники природоохранной прокуратуры, МЧС, военные, студенты и жители края.

В этот день все желающие смогли посадить деревья, тем самым внеся свой вклад в преумножение лесного богатства Хабаровского края. Проведение данной акции стало уже доброй традицией, количество участников с каждым годом увеличивается, многие сотрудники природоохранных структур приезжают на посадку деревьев семьями, разъясняя своим детям как надо бережно относиться к лесу, чтобы из маленького саженца вырос красивый и могучий исполин-кедр.

Из истории: впервые День посадки леса в масштабах страны прошел в 2011 году, который был провозглашен ООН Международным годом леса. Акцию поддержало правительство РФ, в ней принял участие первый зампред правительства страны Виктор Зубков, предложивший сделать день посадки леса ежегодным. Официальной датой была выбрана вторая суббота мая.

3. В Амурской области высажено 55 тысяч деревьев и кустарников

Курс.ру, 23.05.2014, http://kurs.ru/75/10132338

На территории Хабаровского района прошла ежегодная экологическая акция

17 мая этого года на территории Хабаровского муниципального района уже в четвертый раз прошла ежегодная экологическая акция "Всероссийский день посадки леса". Акцию, в рамках которой в районе 21-го км автодороги г. Хабаровск - с. Бычиха были высажены саженцы кедра корейского, организовало и провело Управлением лесами Правительства Хабаровского края.

Участие в акции приняло более 200 человек, среди которых представители Правительства Хабаровского края, члены администраций Хабаровского муниципального района и Осиновореченского сельского поселения, сотрудники Россельхознадзора, Росприроднадзора, Рослесозащиты, а также Департамента лесного хозяйства по ДФО, природоохранной прокуратуры и МЧС. Также к участию в акции присоединились студенты, военные и другие жители края.

Все желающие посадить деревья в этот день могли поучаствовать в мероприятии, внося свой вклад в приумножение лесного богатства Хабаровского края. Количество участников акции с каждым годом увеличивается, ведь ее проведение уже стало доброй традицией. Многие сотрудники природоохранных структур приезжают на посадку деревьев не одни, а с семьями, на собственном примере своим детям как надо бережно относиться к лесу, чтобы из маленького саженца вырос красивый и могучий исполин-кедр.

Напомним что впервые День посадки леса в масштабах страны был проведен в 2011 году, который был провозглашен ООН Международным годом леса. Эту акцию поддержало правительство РФ, принял участие в ней принял первый зампред правительства страны Виктор Зубков, озвучивший предложение сделать день посадки леса ежегодным. Официальной датой была выбрана вторая суббота мая.

4. Как живет короед-типограф: фоторепортаж из подмосковного леса

Лесной форум Гринпис России, 23.05.2014, http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=16651

Короед-типограф - едва ли не самый известный вредитель российских лесов. За последние несколько лет в одном только Подмосковье в результате массового размножения этого вредителя погибло около ста тысяч гектаров старых ельников - это примерно соответствует площади Москвы до недавнего расширения; еще несколько сотен тысяч гектаров леса было убито короедом в других регионах Средней полосы и Северо-запада Европейской России. Короед не щадит никого, нападая как на общедоступные леса бывшего Лесопаркового защитного пояса Москвы, так и на огороженные и строго охраняемые участки вокруг дач высших сановников.

Короед-типограф - одно из очень немногих живых существ, выигравших от принятия в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации. Для того, чтобы в жаркое лето заселить, отработать и покинуть подходящее дерево, ему нужно всего около двух месяцев - а на оформление всего набора бумаг, необходимых для вырубки заселенных им деревьев, в рамках нового законодательства уходит не менее полугода, а чаще - год-два и даже больше. Массовое размножение короеда-типографа в лесах Европейско-Уральской России было спровоцировано ураганами и катастрофическими засухами 2009-2012 г.г. - как раз в этот период времени лесное хозяйство проходило пик своего распада после введения нового Лесного кодекса; отреагировать на начало массового размножения вредителя было некому и нечем.

Короед-типограф - коренной житель наших еловых лесов, встречающийся по всей лесной зоне Евразии, кроме наиболее северных и холодных районов. Диким таежным лесам, обычно разновозрастным и разнопородным, короед не причиняет сколько-нибудь значительного вреда - при массовом размножении он лишь несколько ускоряет естественные процессы смены старых поколений деревьев молодыми. Иное дело - леса, давно освоенные и во многом сформированные человеком: в них много загущенных одновозрастных старых ельников, целенаправленно выращивавшихся на протяжении последнего столетия - при массовом размножении типографа они гибнут целиком.

Основная часть жизненного цикла короеда-типографа связана с елью: под ее корой он кормится, размножается, выгрызает сложную систему ходов характерной формы (за четкость и правильность рисунка этих ходов он и получил свое название). Другие породы хвойных деревьев - сосна, кедр, пихта - редко страдают от него, и на них не происходит его массовое размножение. Но и ель не является пассивной жертвой: здоровые деревья способны заливать входные отверстия и гнездовые камеры короеда смолой, в которой жуки гибнут; кроме того, при продолжающихся нападениях жуков ель несколько изменяет состав своей смолы - она становится более ядовитой для короеда. В нормальных условиях короед-типограф не может убить здоровое дерево ели. Однако, если численность жуков очень велика (несколько сотен на каждое подвергающееся нападению дерево), а ельник ослаблен, например, длительной засухой - гибнут и здоровые ели, и целые участки здорового леса.

Зимует основная часть жуков в лесной подстилке (некоторые молодые жуки, а также куколки и личинки, могут зимовать под корой деревьев - но в морозную зиму большинство из них гибнет). Весной, после нескольких дней теплой погоды (11-14 градусов тепла днем), зимовавшие жуки вылетают и начинают искать вкусную и здоровую пищу - подходящие деревья ели, желательно утратившие способность сопротивляться. Первыми атакуют самцы - выгрызают в коре входные отверстия и гнездовые камеры. Если атака оказывается успешной, самцы специальными пахучими веществами - феромонами привлекают других жуков своего вида - как самок с целью создания семьи, так и других самцов с целью организации коллективного нападения на поддающееся дерево. Неудачники, залитые смолой, просто гибнут.

После заселения дерева короеды формируют семьи, обычно состоящие из одного самца и двух-трех самок. Каждая самка прогрызает своей маточный ход, обычно идущий строго вдоль волокон луба: если самок две - ходы расходятся вверх и вниз, если три или четыре - то ходы, идущие в одном направлении, сначала расходятся друг от друга, а затем выравниваются и идут параллельно. Каждая самка откладывает на определенном расстоянии друг от друга яйца с разных сторон своего хода; из яиц вскоре вылупляются личинки, которые прокладывают свои ходы, идущие перпендикулярно маточному. В конце такого хода личинка окукливается, а из куколки через непродолжительное время вылупляется взрослый жук - он может прогрызть собственное выходное отверстие и вылететь из дерева, а может воспользоваться ближайшим имеющимся.

В нормальный год в Средней полосе, а тем более в более северных регионах, короед-типограф дает одно полноценное поколение - то есть вылетевшие из отработанных деревьев жуки не заселяют новые деревья и не приступают к размножению в тот же год, а отправляются на зимовку. Но в жаркий год с продолжительным теплым периодом короед может дать два поколения - а это ведет к резкому нарастанию его численности, поскольку основная гибель жуков приходится обычно именно на период зимовки. Если жаркие годы идут последовательно один за другим, как это и было в недавнем прошлом - нарастание численности жуков приобретает катастрофический характер.

Эффективных средств борьбы с короедом в период его массового размножения пока нет: ко многим инсектицидам он довольно устойчив, и к тому же большую часть жизненного цикла проводит под корой, где его не достать; феромонные ловушки или ловчие деревья помогают уничтожить сравнительно небольшую долю жуков в период их лета. Стратегически для предотвращения массового размножения короеда необходимо выращивание преимущественно смешанных (разнопородных) лесов и формирование таких лесных ландшафтов, в которых старые одновозрастные ельники не занимали бы больших площадей. Уязвимые для короеда леса в хозяйственно освоенных районах надо стараться содержать в чистоте, регулярно убирая из них свежую мертвую еловую древесину и ослабленные деревья. Если вспышка численности короеда уже началась - важно, во-первых, как можно быстрее убирать свежезаселенные деревья (перерабатывая или уничтожая их до того, как вылетят молодые жуки), и во-вторых, не делать ничего, что может дополнительно ослабить уязвимые участки леса.

Если численность короеда очень высока, гарантированно защитить от него тот или иной еловый лес или конкретные деревья ели невозможно. Устойчивость отдельных наиболее ценных деревьев или небольших участков леса можно увеличить, смягчив воздействие неблагоприятных факторов внешней среды - например, организовав в периоды наиболее острой засухи полив, а весной еще и легкую подкормку деревьев комплексными минеральными удобрениями. Существуют технологии химической борьбы с короедом уже после заселения им деревьев - но они чрезвычайно трудоемки и дороги, и применимы лишь к отдельным наиболее ценным деревьям, и то лишь в самое первое время после заселения.

Численность короеда-типографа в Подмосковье в последние годы достигла своего максимума в 2012 году, и именно на этот год пришлась основная гибель старых ельников. В 2013 году произошло сильное снижение численности - о его причинах говорить пока рано, но короеда стало в разы меньше, чем за год до этого, и интенсивность гибели ельников также заметно снизилась. Тем не менее, численность типографа в Подмосковье пока сохраняется на высоком уровне, и при жарком лете он может наделать еще немало бед.